«И связь времен, по-прежнему, жива»
^НАВЕРХ

Версия для слабовидящих, также вы можете изменить масштаб изображений и текста с помощью сочетания клавиш Ctrl и +/- 

Общественный совет МО

ООО

ЧС

Государственный пожарный надзор

Давайте сделаем наш район чище.

Здоровый образ жизни

Опрос населения об эффективности деятельности руководителей

Опрос населения

Электронный больничный 2017

Противодействие коррупции

Памятные даты военной истории Отечества

Кто на сайте

Сейчас на сайте 143 гостя и нет пользователей

Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Новости

«И связь времен, по-прежнему, жива»

«И связь времен, по-прежнему, жива»

2016 год. Чем он знаменателен? Это и Год семьи, и юбилейная дата – 150 лет со дня рождения Федора Сергеевича Тозыякова, основателя педагогической династии Тозыяковых в селе Узнезя. Общий учительский стаж семьи составляет триста лет. Все дальше в историю уходят от нас эти события. Вера Федоровна Тозыякова (младшая дочь Федора Сергеевича), хранительница дома-музея, поддерживает со школой связь. Наблюдается преемственность поколений. Несомненно, о жизни первых просветителей нам нужно знать больше.

Актуальность темы продиктована стремлением сохранить память об истории школы, о ее первых учителях, в частности о Ф.С. Тозыякове. Семья бережно хранит свои семейные ценности, традиции, отдает дань уважения прошлому. Хорошо зная историю одной семьи, можно представить жизнь других семей Горного Алтая, России.

 

Для чего надо знать прошлое? В современном обществе наблюдается потеря духовных семейных ценностей, народной мудрости и уважения к прошлому.

И к дому, что в деревне Узнезя,
Людской поток течет, не уставая,
Со всех концов страны. Уже нельзя
Его остановить. Приумножаясь,
Из года в год он все полней и шире,
И связь времен, по-прежнему, жива,
И утвердилась прочно в этом мире.
( Н. Клевакина-Макежанова).

Все дальше уходит от нас история нашей родной Узнезинской школы. Совершая экскурсию в прошлое, мы узнаем много интересного и о ней, и о людях, что имели отношение к ее созданию и становлению коллектива. Когда в 90-х годах прошлого века началось большое движение духовной миссии на Алтай, Узнезя показалась удобным и привлекательным местом для православной школы, где стали обучаться дети местного населения.

Такое начальное учебное заведение было открыто в 1898 году. Школу православия посетили многие видные деятели того времени, может быть, как раз потому, что она лежала на пути их следования. Продолжительное путешествие по Алтайской миссии предпринял и Томский викарий Преосвященный Иннокентий. Ехали через Александровку и Бешпельтир. После краткого молебна и благословения собравшихся алтайцев в Бешпельтире поехали дальше в Узнезю. После церковной встречи Преосвященный прошел в миссионерскую школу, где собрались маленькие ученики – инородцы. Они довольно бойко читали по-алтайски молитвы, рассказывали отрывки из священной истории. А в заключение спели по-алтайски «Символ веры» и молитву «Спаси, Господи, люди твоя».

Хорошо была известна эта чудная дорожка через Узнезю в Чемал и отцу Макарию. По архивным данным за 1886 год, в Узнезе насчитывалось два дома русских, четыре дома инородцев, пять домов с летниками и три юрты без дома. Из мужчин было грамотных двое, из женщин – одна, а сорок мужчин были безграмотны. (Материалы из музея имени А.В. Анохина).

Первым учителем в Узнезе был Иван Тюмаков (сведения З.С. Казагачевой, доктора филологических наук). Он приложил много сил и стараний, чтобы научить маленьких христиан читать, писать и веровать в Иисуса Христа. О нем известно немного: работал в школах Аноса, Куюма. ( В школьном музее есть фотография, подаренная В.Ф. Тозыяковой, хранительницей дома-музея династии Тозыяковых, датированная 1926 годом, г. Улала, съезд учителей, человек в красноармейской треуголке под номером 2, наш первый учитель).

Благородное дело первого учителя продолжила славная династия Тозыяковых. Федор Сергеевич, основатель ее, после обучения в Бийском катехизаторском училище стал работать в Узнезинской начальной школе. У нас есть уникальный лист, датированный ноябрем 1925 года, № 14. Из него видно, что Федор Сергеевич работал в нашей школе с 1917 года, имел педагогический стаж работы на тот момент 25 лет, беспартийный, алтаец по национальности, 1875 года рождения, воинской повинности не подлежит, подписан этот лист собственноручно Федором Сергеевичем. Горно-Алтайский архив в лице сотрудника данного учреждения Ф.Н. Марачева любезно предоставил нам этот материал.

Здание школы строилось при Федоре Сергеевиче, всем селом, под руководством нанятых строителей из Кара-Трука – Чевалковых. До этого был собран сход, где населением было принято решение о строительстве школы, избран родительский комитет и выбран староста – Кучин. Все необходимое для школы покупалось на деньги, вырученные от продажи овощей, выращенных в большом школьном огороде. Федор Сергеевич, работая в школе, все свои силы, знания отдавал детям, много занимался по ликвидации неграмотности с взрослым населением. Вместе с женой Варварой Яковлевной воспитали восьмерых детей.

Воспоминания Веры Федоровны, младшей дочери

«В 1937 году Ф.С. Тозыякова арестовали. Причиной ареста послужил донос о зажиточности Тозыяковых. При расспросе односельчан обвинение было подтверждено: у семьи было большое хозяйство, кроме того, жена подрабатывала у селян мытьем полов и стиркой, а муж, в свободное от работы время, занимался извозом отдыхающих по маршруту Бийск – Чемал.

Но не был учтен тот факт, что всего хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью, т.е. обвинение в зажиточности было необоснованно. Скорее всего, истинной причиной ареста послужил тот факт, что в доме Тозыяковых часто бывали Г.И. Гуркин и другие известные люди, которые были признаны «врагами народа». Умер Федор Сергеевич вдали от дома. Могила неизвестна, как и у многих пострадавших в то время».

Строки из поэмы «О семье» Ольги Федоровны Тозыяковой, дочери:
«Отец растил детей, работал в школе,
Стихи, рассказы сочинял.
В страду с детьми трудился в поле,
Со всеми сеял и пахал.
Он и не видел и не знал,
Как сыновья его на фронте погибали.
«Врагом народа» вдруг он стал,
В тридцать седьмом его за это расстреляли.
За то, что честно он служил,
Учил детей, чтоб Родину любили,
За то, что коммунистом был
Его, предав анафеме, убили».

Время расставило все по своим местам: доброе имя старого учителя восстановлено. С большой теплотой вспоминал о нем старейший выпускник школы М.М. Рукавишников, ветеран Великой Отечественной войны: «Учил Федор Сергеевич все классы один. Он был строгим и требовательным, но справедливым. Мы жили дружно, старшие никогда не обижали младших. Все годы обучения он учил нас добру, терпению, стойкости».

Родился Федор Сергеевич 5 сентября 1866 года в с. Чепош Чемальского района. 2016 год ознаменован юбилейным событием со дня рождения Федора Сергеевича. Родители умерли рано. Дети выживали, кто как мог. Старший брат Саватей Федорович погиб, упав со скалы на охоте. Степан Сергеевич жил в Куюме (умер в 1935 году), у него часто гостил А.В. Анохин. Две сестры, Мария и Анастасия, тоже умерли. Мария была глуха и слепа от золотушной болезни.

Федор Сергеевич получил первоначальное образование в Улале, затем окончил катехизаторское училище. Первые годы работал учителем в селе Чибит Кош-Агачского района. Был знаком с Кумандиным Яковом Игнатьевичем, тоже учителем, который впоследствии выдает свою дочь Варвару Яковлевну Кумандину замуж за Федора Сергеевича. Была сыграна пышная свадьба. И в 1903 году семья выбирает себе красивое место для проживания в селе Узнезя.

Построили дом. По тому времени казался большим, и в этом доме выросли не только его дети, росли внуки и правнуки. Здесь стояла глинобитная русская печь с полатями, приступком. На полатях и на печке спали с большим удовольствием: валенки под голову, все чулки и носки под себя. Делили эту «спальню» или устанавливали очередь. Под приступком зимой жили куры, рано утром петух поднимал всех на ноги. А летом там находился инвентарь: гвозди, кусачки, пилки и пр.

Часто Федор Сергеевич работал в школе один – не хватало учителей. При школе был организован детский садик. Для малоимущих и малообеспеченных был открыт интернат. Его учениками были: Тощаковы Таисия Макаровна и Екатерина Макаровна, ставшие впоследствии видными учеными, большая семья Тербесевых, тоже получивших хорошее образование, Табаковы, Тогустеевы и многие другие. Им было обеспечено бесплатное питание, по возможности выделялась одежда (хлопотал и беспокоился о детях Федор Сергеевич).

Во время каникул или отпуска учитель ездил в командировки, привозил учебники, наглядные пособия, необходимые для школы и интерната. К Новому году устанавливал красивую елку и украшал ее редкими в то время разноцветными игрушками. Вся деревня приходила в школу на праздники. Вечера сопровождались концертами, играми, разными увеселениями.

В связи с тем, что учебников и наглядных пособий не хватало, Федору Сергеевичу самому приходилось составлять азбуку, сочинять стихи, басни и рассказы. В содружестве с братом Алексеем Васильевичем он подготовил и выпустил сборник на алтайском языке, куда были включены их произведения; сейчас сборник хранится в научно-исследовательском институте. Кроме работы в школе, он занимался ликвидацией неграмотности среди взрослого населения.

Г.И. Чорос-Гуркин в Узнезе бывал довольно часто, то ли нравилась ему эта деревня, а может, любил он заезжать в дом к своему брату Степану Ивановичу. Часто гостил и у Тозыяковых.

В летнее время Федор Сергеевич тоже занимался делом. Зарплаты не хватало, своих детей надо было кормить и одевать. Они подрастали, уезжали учиться в разные города. Он на своей лошади ездил в Бийск, набирал на вокзале людей, желающих посмотреть Чемал, другие живописные места. Их называли дачниками. Иногда они останавливались в доме Тозыяковых. Дети устраивали для них концерты. Это было прекрасное время! Детство! Родители! Дом!

Сколько прошло людей! Сколько разных судеб, искалеченных, невинных, бесследно ушедших из жизни! Где умер Федор Сергеевич, как? Неизвестно. Лишь однажды в семью пришла бумажка с очень кратким сообщением о реабилитации. Дети понимали нелегкую, но благородную жизнь отца, одного из первых просвещенцев на Алтае, внесшего немалый вклад в развитие культуры алтайского народа».

Из воспоминаний Веры Федоровны:

«До смерти своей не забуду тот роковой день, когда на нас обрушилось горе, которое вот уже полвека лежит тяжким бременем на наших судьбах, необоснованно запятнанных подозрениями, как к детям «врага народа».

Август 1937 года. Стоял яркий солнечный день. Наш отец, Федор Сергеевич Тозыяков, был болен, стар, однако подумывал еще поработать. Но не довелось ему начать новый учебный год в небольшой деревушке Узнезя, где прожил всю жизнь со своей огромной семьей. В тот день приехал из Эликманара милиционер и велел ему срочно явиться в районное отделение милиции.

Домой из райцентра он не явился. Не явился и на следующий день, на третий. Не вернулся по сей день. И с тех пор его дети, а их было восемь, носили клеймо детей «врага народа». Начались черные дни для нашей семьи. В доме было все переворошено, почти сразу отобрали половину дома, урезали огород, отказали в получении продуктов из магазина. Старшие были уволены с работы, а те, кто учился, – изгнаны из учебных заведений. Односельчане стали нас сторониться, обходили наш дом, не заводили разговоров».

Из воспоминаний Нины Федоровны, старшей дочери:

«У дверей завозни в Эликманаре, где находились репрессированные, стоял один охранник. Я умолила его вызвать отца, папа вышел в нижней рубашке и кальсонах, весь в поту. В помещении сарая от скопления народа была страшная духота. Отец только одно сказал: «Тяжело. Не вынесу. Здесь находится Григорий Иванович. Нас скоро этапируют».

Из книги «Жестокого времени дети», автор В.Ф. Тозыякова (отрывок):

«Свиданий с отцом в районе не давали, передачи не принимали. От него тоже не получали весточки.

Однажды в полдень, это было уже осенью, мама куда-то ушла, а я мыла посуду после обеда. Через дорогу от нашего дома была небольшая поляна под горкой. Здесь, в тени, всегда ожидали попутную машину сельские ребята, учившиеся в Ойрот-Туре.

Случайно посмотрев в окно, я увидела на этом месте мужчин. Их было человек 20-25. Они тоже, видимо, присели отдохнуть. Когда присмотрелась внимательней, увидела отца. Он полулежал и смотрел в окна своего дома. Я поняла, что их конвоируют в областной центр пешком по тракту. Быстро собрав кое-что из еды, выскочила на улицу, но на поляне уже никого не было. Догнала я колонну почти за деревней. Отец шел последним, заложив руки за спину. Я подбежала к нему, не обращая внимания на конвой, передала хлеб. Словами, кажется, мы никакими не обменялись, я сильно плакала. Долго, пока арестованные не скрылись за поворотом, я смотрела им вслед.

Вполне возможно, что среди голодных, полуоборванных, несчастных людей был и Григорий Иванович. Эта разлука до сих пор в моих глазах. С того времени никто из родственников не видел Федора Сергеевича, несмотря на попытки получить свидание в Кызыл-Озеке.

Так шли дни за днями, годы за годами, никаких вестей. Жив ли, где находится?

Федор Сергеевич расстрелян 12 ноября, а Г.И. Гуркин – 4 октября. Когда я знакомилась с делом отца в прокуратуре республики, то там не раз упоминается о связи отца с Гуркиным, об их совместной контрреволюционной пропаганде. И в доносах на отца тоже упоминается имя Г.И. Гуркина».

Когда в нашей стране был поднят вопрос о жертвах политических репрессий, дети много писали, ходили в специальные органы. Наконец, им из федеральной службы контрразведки пришло сообщение:

«Ваш отец, Тозыяков Федор Сергеевич, постановлением НКВД по Алтайскому краю от 03.11.1937 г. был осужден и приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 12.11.37 г. Указать место захоронения не представляется возможным…»

А в октябре 2005 г. в Горно-Алтайском ЗАГСе семья получила свидетельство о смерти отца, где в разделе «причина смерти» записано: расстрелян. Всего-то дали ему пожить в застенках тюрьмы два с половиной месяца. А дети ждали его и вестей о нем пятьдесят семь долгих лет…

Дело против учителя было сфабриковано мастерски. Также лживые факты, грязные, клеветнические донесения были в деле не только Федора Сергеевича. Семья знала, что отец все свободное время отдавал школе, он любил детей и занимался их обучением.

Непоправимо то, что расстреляны лучшие люди нашей Отчизны, люди, умы которых подняли бы нашу Россию с колен произвола и нищеты. А вместе с ними загублены судьбы тысяч людей, их детей, родственников. Ведь у детей не было детства, они росли в бесконечной травле и были лишены всего. Но, несмотря на все испытания, угрозы, унижения, большинство выжило. Главное – они не стали похожи на тех, кто расстреливал отцов, дедов, на тех, кто доносил.

Большинство из них сохраняет то тепло человеческого сердца, ту доброту души, которые передались от безвинно погибших родителей».

Воспоминания Веры Федоровны

Судьба отца отразилась на всей семье. «Дети врага народа» – этот ярлык пронесли мы через всю жизнь, не имея никаких прав быть полноценными гражданами. Но несмотря это, восемь детей Федора Сергеевича были учителями, все получили образование, стали достойными людьми. И только благодаря талантам и стараниям вся наша большая семья выстояла, выучилась, отдала долг Родине без наград и званий. Ушли защищать нашу страну от немецких захватчиков шесть человек: пять сыновей Федора Сергеевича и зять.

Общий педагогический стаж семьи составляет триста лет. Любовь и интерес к знаниям они привили не одному поколению узнезинцев, поэтому в селе о них вспоминают с благодарностью. Старшая дочь Нина Федоровна работала в школе в военное и послевоенное время, остался на территории школы тополь, посаженный под ее руководством в тысяча девятьсот сорок третьем году, немой свидетель тех событий. Николай Федорович (сын) работал после войны в нашей школе, веселый баянист, музыкант, он сразу завоевал сердца учеников». Брат Нины Федоровны Николай Федорович родился 16 декабря 1916 года. Окончил Горно-Алтайское педагогическое училище. Участвовал в Великой Отечественной войне: прошел боевой путь через Польшу, Румынию, Чехословакию и Венгрию. После демобилизации работал в Горно-Алтайске, вел уроки музыки в школах Горно-Алтайской автономной области, в том числе и в Узнезинской начальной школе.

Воспоминания Веры Федоровны

На подрастающее поколение Узнези благотворно сказывается дом-музей Тозыяковых. Материалы музея пригодны во всех аспектах: они воспитывают патриотизм, нравственность, твердую гражданскую позицию, любовь, уважение, гордость за свою малую Родину. 25.02.2006 г. на базе Узнезинской средней школы был открыт музей имени династии Тозыяковых. Вера Федоровна Тозыякова и Валерия Федоровна Заозерова частые гости в школе с рассказами о своей семье.

Мы благодарны им за сохранение памяти, за щедрость души, за помощь, которую они нам постоянно оказывают.

В данное время решается вопрос о присвоении МОУ «Узнезинская СОШ» имени династии Тозыяковых.

Материал подготовила Светлана Юрьевна Бочкарева, руководитель дома-музея династии Тозыяковых МОУ «Узнезинская СОШ»

Список использованной литературы.
1. Информант Тозыякова Вера Федоровна 1924 года рождения, соок тон-жаан.
2. Информант Рукавишников Михаил Модестович 1922 года рождения, бывший ученик Федора Сергеевича, участник Великой Отечественной войны.
3. Источники: музейные и архивные материалы.
4. В.Ф. Тозыякова «Жестокого времени дети», г. Горно-Алтайск, 2007 год, с.12, с.15, с.18, с. 22.
5. «Последний взгляд» («Звезда Алтая», 19 мая, 2005 года, № 94).

Поиск по сайту

 

 

ЕПГУ

ВИЧ

Антитеррор

Инвестиционный портал Республики Алтай

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Алтай

БИЗНЕС-НАВИГАТОР МСП

БАНК ДАННЫХ 
о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

ВСХП 2016

МФЦ

всесобытия.рф

2017 МО "Чемальский район"


Виртуальный Алтай