Земельный контроль – задача государственная

При предоставлении земельных участков их собственникам, владельцам и пользователям даются большие права и возможности для самостоятельного использования земельных участков в соответствии с целью, для которой они предоставлены. Вместе с правами на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, налагаются обязанности по использованию земельных участков, которые сводятся к двум основным критериям: нельзя наносить вред окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц, в том числе органов местного самоуправления и государства. Большие права, предоставленные гражданам, юридическим лицам и предпринимателям по выбору разрешённого использования земельных участков и осуществлению самостоятельной деятельности на земле требуют более активного и системного контроля за использованием и охраной земель.
Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный земельный контроль в Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные органы: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и его территориальные органы, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и его территориальные органы. Указанные ведомства осуществляют полномочия в сфере государственного земельного контроля по своим направлениям.
Государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель как объектов гражданских прав осуществляется Росреестром и его территориальными органами. Государственный земельный контроль за землёй как природным объектом и природным ресурсом в установленной сфере деятельности осуществляют Росприроднадзор и Россельхознадзор. Росреестр и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
порядка переуступки права пользования землей;
выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
порядка предоставления сведений о состоянии земель;
исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
В 2010 году государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Республике Алтай было проведено 645 проверок соблюдения земельного законодательства, при этом было выявлено 194 нарушения земельного законодательства со стороны граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По итогам проведённых проверок возбуждено 134 дела об административных правонарушениях и выдано 165 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства. По результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления о наложении административных штрафов. Наложение и взыскание административных штрафов не является целью государственного земельного контроля. Результатом проведения государственного земельного контроля в случае выявления нарушений должно быть исполнение нарушителями требований земельного законодательства. Для этого должны быть выполнены предусмотренные законом действия, установлены разумные сроки для исполнения этих требований. Выявленные в результате проведённых проверок нарушения должны быть устранены и не допускаться в дальнейшем. Для этого государственные инспекторы наделены правом выдавать обязательные для исполнения предупреждения о допущенных земельных правонарушениях, предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий и контролировать их исполнение. Из общего количества выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства в Республике Алтай в 2010 году было устранено 100 нарушений, включая нарушения, допущенные в 2009 году. Неуплата наложенного административного штрафа в установленный срок, а также невыполнение в назначенный государственным инспектором срок предписания об устранении допущенного нарушения влекут за собой последствия в виде возбуждения дел об административных правонарушениях уже по фактам неуплаты наложенных административных штрафов и невыполнения в срок выданных предписаний. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации установлены случаи нарушения земельного законодательства, неустранение которых влекут за собой принудительное прекращение прав на землю.
В настоящее время актуальным является вопрос переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами на право аренды или собственности. В соответствии с законодательством юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации. В этой связи руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица необходимо знать, что нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность будет являться административным правонарушением, за которое с 1 января 2013 года наступает установленная законом ответственность.