Государственный инспектор по использованию и охране земель. Правовой статус.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), к полномочиям Росреестра отнесено осуществление государственного земельного контроля. Государственная функция по государственному земельному контролю исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Росреестра и ее территориальных органов, к должностным обязанностям которых отнесено осуществление государственного земельного контроля - главными государственными инспекторами по использованию и охране земель и их заместителями, государственными инспекторами по использованию и охране земель.

Правовой статус государственного инспектора по использованию и охране земель определён Положением о государственном земельном контроле, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерством экономического  развития РФ от 30.06.2011  № 318. Государственные инспекторы по использованию и охране земель при проведении проверок соблюдения земельного законодательства имеют право:
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;
давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Главные государственные инспекторы и их заместители по использованию и охране земель, помимо выше указанных прав, имеют право:
1) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;
2) выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
3) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
4) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.