Государственный земельный надзор: кого и когда ждет проверка

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков законодательством предоставлены большие права и возможности для самостоятельного использования земельных участков в соответствии с той целью, для которой они предназначены.

Вместе с правами на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, налагаются обязанности по использованию земельных участков, которые сводятся к двум основным критериям: нельзя наносить вред окружающей среде, нельзя нарушать права и законные интересы иных лиц, в том числе органов местного самоуправления и государства.

С целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований земельного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами, проводится государственный земельный надзор.

Государственный земельный надзор проводится специально уполномоченными органами.

Одним из специально уполномоченных органов на проведение государственного земельного надзора является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) и её территориальные органы. Росреестр его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
порядка переуступки права пользования землей;
выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
порядка предоставления сведений о состоянии земель;
исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Государственный земельный надзор проводится должностными лицами Росреестра и его территориальных органов, уполномоченными на его проведение – государственными инспекторами по использованию и охране земель.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при проведении проверок имеют право:
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного надзора сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного надзора;
давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Государственный земельный надзор проводится посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства и при необходимости принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении земельных участков и их частей органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства.

При проведении проверок используются сведения государственного кадастра недвижимости, единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, иные сведения, имеющие отношения к предмету проверки.

При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При проведении проверок государственные инспекторы по использованию и охране земель производят обмер границ земельного участка, составляют фототаблицу, схематический чертеж земельного участка и иные документы, подтверждающие соблюдение или нарушение земельного законодательства, составляют акты проверки.

В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По возникающим вопросам заинтересованные лица могут обратиться в отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 83/2 или по телефонам: 8 (38822) 4-77-52, 8-963-198-36-37.