О государственном земельном надзоре за соблюдением земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

В соответствии со статьёй 71 Земельного Кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Полномочия в области государственного земельного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов определены Положением «О государственном земельном контроле», утвержденным постановлением Правительства РФ № 689 от 15.11.2006.

Последовательность и порядок действий при исполнении государственной функции по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены:
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 № 318.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными приказом Управлением Росреестра и согласованным с органами прокуратуры ежегодными планами проведения плановых проверок, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических и индивидуальных предпринимателей.

Включение очередной плановой проверки в ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в связи с истечением 3-х лет со дня:
государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся федеральными государственными гражданскими служащими, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора – государственными инспекторами по использованию и охране земель.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право в пределах предоставленной компетенции составлять протоколы об административных нарушениях за нарушения земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена:
статьёй 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
частью 1 статьи 7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за уничтожение межевых знаков границ земельного участка;
статьёй 7.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях за самовольную уступка права пользования землей, а равно самовольную мену земельного участка;
частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
частью 1.1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом;
частью 2 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Дела об административных правонарушениях, возбуждённые государственными инспекторами по использованию и охране земель по перечисленным статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматриваются в установленном порядке главными государственными инспекторами районов, республики по использованию и охране земель или их заместителями. Проверка соблюдения земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Алтай. Проверяемое лицо уведомляется о предстоящей проверке посредством направления копии распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (или) иным доступным способом.

Проверка проводится в установленное время по месту нахождения земельного участка. Заверенные печатью копии распоряжения о проведении проверки вручаются под роспись должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По результатам проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства. К акту прилагаются объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований госземинспектор, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений земельного законодательства, административная ответственность за которые не предусмотрена, с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае выявления при проведении проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нарушений обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностные лица госземинспектор, проводивший проверку, в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает меры по привлечению к административной ответственности в установленном законодательством порядке.